Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В последующие годы в результате проводимых в нашей стране масштабных реформ особое внимание уделяется обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций. В частности, проводится ряд работ в целях дальнейшего повышения прозрачности и открытости бюджетных данных, установления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. С 2020 года Государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов утверждаются законом. Проект закона о Государственном бюджете, фискальная стратегия на среднесрочный период размещается на специальном портале для общественного обсуждения перед отправкой в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В результате усилий по обеспечению прозрачности и открытости достигается общественный контроль, благодаря которому совершенствуется деятельность государственных органов и предупреждаются случаи коррупции.
Вместе с тем, некоторые министерства и ведомства не уделяют должного внимания обеспечению прозрачности бюджетного процесса. Например, Министерство культуры, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Федерация профсоюзов Узбекистана, Фонд развития рыболовства и Фонд «Нуроний» по социальной поддержке ветеранов Узбекистана, не разместил и на официальных сайтах материалов, предусмотренных статьей 1661 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и статьей 14 Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».
Также данные по обеспечению открытости бюджетного процесса частично размещены Министерством здравоохранения, Министерством по поддержке махалли и семьи, Государственным комитетом по статистике, Государственным комитетом промышленной безопасности, Агентства по управлению государственными активами.
Исходя из вышеизложенных ситуаций, необходимо принять меры, направленные на дальнейшее повышение ответственности министерств и ведомств в процессе исполнения бюджета, в частности, для дальнейшего проведения разъяснительной работы между населением и широкой общественностью по содержанию и значению законодательных актов по обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса, государственных закупок и других видов деятельности. Целесообразно создать возможности для непосредственного участия каждого гражданина в формировании и целевом расходовании Государственного бюджета и принять меры по повышению ответственности соответствующих ведомств в этом отношении.
Исходя из этих проблем, на прошедшем 18 октября 2021 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса принято Постановление о направлении парламентского запроса Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан министру финансов Республики Узбекистан Т. Ишметову «О проводимой работе по усилению общественного контроля над прозрачностью государственных расходов», инициированного Комитетом по бюджету и экономическим реформам.