Напомним, что Дехканабадский завод калийных удобрений введен в строй в июле 2010 года. Проектная мощность завода составляет 200 тыс. тонн продукции в год. Стоимость проекта составляет $123,7 млн.
Фонда реконструкции и развития Узбекистана и китайский Эксимбанк выделили кредиты в размере $61,9 млн. и $41,7 млн. соответственно. ГАК «Узкимёсаноат» также направил собственные средства на финансирования проекта.
Строительство Дехканабадского завода калийных удобрений на базе Тюбегатанского месторождения калийных солей началось в 2007 году. В 2008 году ГАК «Узкимёсаноат» заключил контракты с ЗАО УК «Западноуральский машиностроительный концерн» (Россия) и CITIC Pacific Ltd. (Китай) на строительство объекта «под ключ».
По данным газеты «Правда востока», в 2012 году из 208,8 тыс. тонн (прогноз был 200 тыс. тонн) хлористого калия 180 тысяч тонн отправлено в Китай, Шри-Ланку, Индию, Малайзию, Казахстан, Арабские Эмираты и другие страны. Процент содержания хлористого калия в извлекаемой руде один из самых высоких в мире - до 32%.
- В прошлом году реализовали инвестиционный проект по увеличению производственной мощности на 20 тыс. тонн, - говорит заместитель начальника производственно-технического отдела предприятия Сарвар Юсупов. - Совокупные 220 тыс. тонн - максимальная планка первой очереди завода. Вторая очередь - точная копия первой - начнет работу в следующем году. Ее годовой объем - 400 тыс. тонн, а совокупный показатель экспорта двух производств может составить уже 527 тысяч тонн – 85% от всего объема продукции.
Вторая очередь возводится в ста метрах от действующей совместно с китайскими партнерами из компании CITIC Pacific Ltd, которые возводили ныне действующий перерабатывающий комплекс. Предприятия расположены по обе стороны железнодорожных путей, ведущих к высокогорной железной дороге Ташгузар - Байсун - Кумкурган.
Кстати, именно этот участок горной дороги после укладки последней шпалы в 2007 году определил судьбу проекта по производству калийных удобрений. Вполне возможно, что именно он станет ключевым условием при разработке обнаруженного недавно еще одного месторождения калиевых солей на границе Сурхандарьи и Кашкадарьи.
По железной дороге завод отправляет заказчикам 90 процентов продукции. Самосвалы используют лишь при транспортировке руды с горнодобывающего комплекса на Тюбегатанском месторождении, расположенном в 43 километрах. Хотя очень скоро на переработку сырье будет поступать по канатной дороге в вагонетках. Специалисты российской компании «ЗУМК-Инжиниринг», с которой заключен договор на строительство канатной дороги, объектов внешнего электроснабжения и расширения горнодобывающего комплекса, введут ее в эксплуатацию одновременно с пуском второй очереди завода.
Отказ от перевозки руды автотранспортом не означает, что водители самосвалов потеряют рабочие места. Они будут заняты, транспортировкой технической соли - одной из разновидностей отходов, получаемых при добыче калиевых солей. Уже разработан проект строительства цеха по ее переработке с годовой производственной мощностью 100 тыс. тонн.