Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В первом квартале 2024 года дефицит государственного бюджета Узбекистана превысил 19,8 трлн сумов (около $1,56 млрд), следует из данных Министерства экономики и финансов Узбекистана.
Этот показатель в 1,7 раза превысил аналогичный период прошлого года и почти в 20 раз превысил аналогичный показатель за 2022 год.
В январе текущего года дефицит составил 5,8 трлн сумов, в феврале — 7,2 трлн сумов, а в марте — 6,8 трлн сумов.
По сравнению с первым кварталом прошлого года доходы бюджета выросли на 6,8% - до 50,5 трлн сумов, а расходы — на 19,3% - до 70,4 трлн сумов.
Напомним, что на 2024 год доходы государственного бюджета оцениваются в 270,4 трлн сумов, а расходы — в 280,7 трлн сумов. Дефицит прогнозируется в размере 10,3 трлн сумов.
В 2023 году дефицит консолидированного бюджета Узбекистана составил рекордные 59 трлн сумов (более $5 млрд), что значительно превысило предыдущие показатели.
Обеспечение макроэкономической стабильности в Узбекистане признано приоритетной задачей среди реформ в стратегических направлениях на 2024 год. Об этом заявил первый заместитель советника президента Тимур Ишметов, сообщает издание «Газета.uz».
В Министерстве экономики и финансов состоялось обсуждение реализации постановления президента от 4 марта о приоритетных мерах по реформированию в 2024 году по 10 основным направлениям.
В ходе мероприятия Тимур Ишметов подчеркнул, что конечной целью всех текущих и будущих реформ является повышение благосостояния населения, и это достигается через обеспечение макроэкономической стабильности и развитие правового государства.
Основным пунктом в постановлении о приоритетах на 2024 год является установление порогового значения дефицита консолидированного бюджета не более 4% ВВП. Это делается с целью обеспечения макроэкономической стабильности и повышения доверия к ней в текущем году.
Ишметов также сообщил о планах провести оценку макрофискальных рисков совместно с Международным валютным фондом и разработать соответствующие макроманевры для смягчения их воздействия. Планируется также разработать стратегию совершенствования системы управления государственными финансами на период с 2025 по 2030 год.
В целях достижения макроэкономической стабильности предусмотрено сокращение дефицита бюджета до 3% ВВП к 2025 году и невыход за этот предел в последующие годы. Ишметов также отметил необходимость расширения и усовершенствования фискальных правил и контроля за результативностью расходования бюджетных средств.
Важным аспектом является также увеличение налоговых поступлений в Узбекистане. Он отметил, что после проделанной работы с МВФ стало ясно, что есть возможность увеличить налоговые поступления в Узбекистане и можно обеспечить дополнительные доходы в размере 1% ВВП в год в среднесрочной перспективе за счёт расширения налоговой базы и совершенствования налогового администрирования.
Тимур Ишметов также подчеркнул необходимость проведения всех государственных закупок в форме тендера и сокращения доли прямых закупок, что способствует повышению эффективности бюджетных расходов и созданию широких возможностей для частных предпринимателей.
В заключение, он отметил, что все предпринятые реформы направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, которая является основой для устойчивого экономического роста и улучшения благосостояния населения.