Курсы валют от 27/06/2025
$1 – 12586.41
UZS – 0,44%
€1 – 14758.82
UZS – 1,52%
₽1 – 160.42
UZS – 0,38%
Поиск
Экономика 02/10/2019 Что может помешать развитию в Узбекистане перспективной сферы электронной коммерции и услуг?
Что может помешать развитию в Узбекистане перспективной сферы электронной коммерции и услуг?

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Какие нарушения в области международных курьерских отправлений (МКО) могут помешать развитию в Узбекистане перспективной сферы электронной коммерции и услуг? Почему недавно из Навои в Ташкент была оперативно перенесена таможенная обработка курьерских грузов? Ответы на эти и многие другие вопросы узбекские журналисты получили в рамках пресс-туров на таможенной пост, где была временно приостановлена обработка МКО в аэропорту «Навои», а также на таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД, расположенный на технологичном складе «CPT-pochta» вблизи ташкентского международного аэропорта.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ

Международными курьерскими отправлениями (МКО) в настоящее время в Узбекистане занимаются порядка 120 компаний. Сфера электронной коммерции и услуг, завоевавшая почти весь мир, в перспективе позволит говорить о новых возможностях для страны в плане увеличения объемов и географии не только импорта товаров народного потребления, но и экспорта отечественной продукции. Поэтому сейчас, еще на этапе развития этого направления, важно создать действительно прозрачные условия и четко определить правила для всех участников: как для работников этой масштабной сферы услуг, так и непосредственно для проверяющих органов. И, безусловно, есть острая необходимость соответствующего технического оснащения таможенных складов и постов с целью оптимизации прохождения таможенного досмотра, а также минимизации рисков провоза в страну запрещенных товаров. Такой подход изначально станет предупреждающей мерой коррупционной составляющей и неправомерных действий как со стороны сотрудников таможенных органов, так и со стороны отправителей, курьеров и получателей МКО.

ВРЕМЕННО ПЕРЕНАПРАВЛЯЮТСЯ ИЗ НАВОИ В ТАШКЕНТ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

На территории Узбекистана таможенная обработка именно международных курьерских и почтовых отправлений осуществляется в специальных таможенных зонах. На территории Центрального северного вокзала – для международных почтовых и курьерских отправлений, поступающих в адрес «Узбекистон почтаси» через все виды транспорта. А также на таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД, который с февраля 2016 года базируется на «CPT-pochta», где обрабатываются международные курьерские отправления, прибывающие посредством авиасообщений и автотранспорта.

До недавнего времени, с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, таможенная обработка МКО проводилась также и на территории аэропорта «Навои», куда в августе 2018 года с целью разгрузки мощностей столичного аэропорта и поддержки статуса аэропорта «Навои» как логистического хаба были переведены регулярные рейсы авиакомпании «Turkish Airlines». Таким образом, таможенный контроль международных курьерских отправлений стал осуществляться в грузовом терминале площадью 1 гектар на территории международного интермодального центра логистики (МИЦЛ) «Навои», куда осуществляется доставка и выгрузка крупных партий коммерческих карго-грузов.

- Мы начали систему досмотра в грузовом карго-терминале на выделенной для нас площади в 300 кв. метров в сентябре прошлого года. Но в сентябре этого года работу таможенного поста временно приостановили в связи с тем, что дирекция аэропорта «Навои» не смогла обеспечить до настоящего времени надлежащих условий для работы по контролю и оформлению международных почтовых и курьерских отправлений, хотя вопрос об этом был поставлен в апреле 2018 года, когда был обнародован Указ президента РУ (№УП-5414) «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы РУ». Поэтому временно, весь международный курьерский груз, прибывающий в аэропорт «Навои» из Турции, пломбируется и под контролем перенаправляется наземным транспортом в Ташкент для прохождения обязательного таможенного досмотра, - прокомментировал начальник таможенного управления аэропорта «Навои» Жасур Ишонкулов на встрече с журналистами. 

Жасур Ишонкулов также озвучил предписания, обозначенные в протоколе по итогам выезда в аэропорт «Навои» специальной комиссии в составе ответственных представителей Государственного таможенного комитета РУ, НАК «Узбекистон хаво йуллари», Мининфокома, АО «Узбекистон почтаси», УГТК по Навоийской области и дирекции МИЦЛ «Навои».  Так, в протоколе было обозначено, что в терминале отсутствует отдельная изолированная площадь для проведения таможенного контроля, обработки и оформления МКО, не оборудованы отдельные места для хранения грузов, приостановленных таможней (в связи начислением платежей или не имением у курьеров необходимых разрешительных документов), не созданы соответствующие условия для работы сотрудников таможенного поста. Также сотрудник таможни указал, что во многих местах терминала «Навои» протекает крыша, в том числе в месте, где установлен рентген-аппарат, что может привести к порче дорогостоящего оборудования.

-Задача поста: осуществление качественного таможенного контроля. Получение грузов из аэропорта Ташкента выгодно для Андижана, Ферганы, Намангана, Сырдарьи. А из Навои грузы удобно получать Кашкадарье, Каракалпакстану, Хорезму. Но пока здесь, в Навои, нет условий для работы таможенников, - подытожил Жасур Ишонкулов. - Мы отправляли официальные письма на имя директора аэропорта «Навои» о том, что товары граждан остаются под дождем, от них поступают жалобы. Мы ждали с мая по сентябрь 2019 года, но ничего так и не было сделано. Кроме того, есть еще несколько важных моментов. У нас нет возможности закрыть зону таможенного контроля от посторонних, так как нет отдельного помещения. Например, должны были быть сделаны отдельные ячейки.  Да, с недавнего времени установлены ширмы-перегородки, но это должна быть по-настоящему стерильная зона, где не может быть «лишнего» груза. Стоит отметить, что это здание изначально не было построено для таможенного оформления, здесь одновременно находятся товары и импорта, и экспорта. Территория предназначена для карго, логистики, то есть коммерческих и крупногабаритных грузов. Также, согласно Постановлению Президента РУ №УП-5582 от 24 ноября 2018 года, в пунктах приема грузов необходимо наличие онлайн-сопровождения МКО, специальных камер и бесперебойной интернет-сети с возможностью подключения к центральному аппарату ГТК. Аэропорт не сделал этого, условия так и не были соблюдены.

Также начальник таможенного управления аэропорта «Навои» отметил, что за год во время таможенного досмотра даже в таких сложных для работы условиях было зафиксировано около 40 правонарушений: контрафактная продукция на 185 миллионов сумов.

Директор аэропорта Навои Тимур Бабаев, отвечая на вопросы журналистов о том, как и когда будут реализованы все предписания таможенного комитета, не смог дать четкого ответа о сроках исполнения и о полном размере необходимых для этого инвестиций.

«Мы знаем приблизительный бюджет, примерно 300 миллионов сумов на камеры и 250 миллионов сумов на оградительные решетки. Но вы же понимаете, что зимой я крышу ремонтировать не буду. Если мы работу начнем, условно, в марте, мы за два месяца эти вопросы закроем. Мелочевки мы практически на 90% устранили. Группы специалистов изучили нашу территорию, и главным условием была - стерильность. Но нужно понимать, что это в первую очередь грузовой терминал. В неделю к нам приходит от двухсот до трехсот тонн груза, треть из них – курьерские отправления. Наш терминал по условиям пожарной, технической безопасности считается грузовым складом. В кратчайшие сроки мы все исправим», – сказал Тимур Бабаев.

Учитывая, что условия в аэропорту «Навои» на данное время не отвечают таможенным требованиям, но МКО продолжают туда поступать в больших объемах из Турции, весь товар было решено оперативно, до наступления сезона дождей, перевести в Ташкент, на территорию таможенного поста «Главпочтамт» ВЭД, оборудованного по всем правилам таможенного досмотра.

В соответствии с поручением Кабинета министров Республики Узбекистан от 28 августа 2019 года, до создания в грузовом терминале МИЦЛ «Навои» специального выделенного и надлежащим образом оборудованного помещения для обработки МКО, все международные курьерские отправления, поступающие в аэропорт «Навои», временно перенаправляются на таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД Управления ГТК (далее УГТК) по городу Ташкенту.

Об этом, как о временной мере до создания в аэропорту «Навои» надлежащих условий для таможенной обработки МКО, были уведомлены все заинтересованные ведомства, таможенные посты в Навои и Ташкенте, администрация МИЦЛ и аэропорта «Навои», а также непосредственно курьеры, занимающиеся доставкой МКО. 

ПОЧЕМУ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ «ГЛАВПОЧТАМТ» ВЭД НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ?

На вопрос журналистов о том, почему таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД дислоцируется на территории ООО, сотрудники ГТК объяснили тем, что когда встал вопрос размещения поста таможенного досмотра с учетом современных требований, прорабатывались все возможные варианты. А именно подбирался удобный, изолированный и оснащенный современным оборудованием таможенный склад, расположенный в непосредственной близости к аэропорту согласно пункту 5 №ПП-3873 «О мерах по обеспечению контроля товаров, поступающих на территорию РУ в адрес физических лиц в международных почтовых и курьерских отправлений».

Таким образом, были рассмотрены таможенный склад в аэропорту г. Ташкента, а также другие технически оборудованные таможенные склады, в том числе наиболее крупные «Байер» и «СPТ- pochta». В связи с тем, что от администраций таможенного склада аэропорта Ташкента, а также таможенного склада «Байер» был получен отказ в виду отсутствия условий для обработки такого специализированного груза как МКО, для таможенного контроля и оформления курьерских отправлений был выбран таможенный склад «СPТ-pochta».

Таможенный склад «СPТ-pochta», изначально создаваемый предпринимателями как необходимая составляющая интернет-проекта электронной коммерции, на момент обращения ГТК о дислокации таможенного поста «Главпочтамт» ВЭД уже был оснащен современным оборудованием, необходимым для работы с курьерскими грузами, в том числе современнейшей системой сканирования и видеонаблюдения. В процессе переориентирования склада под условия таможенного поста, с согласия предпринимателей вся система видеонаблюдения на «СPТ-pochta» была подключена к центральному аппарату ГТК РУ, в том числе к отделу собственной безопасности ГТК и отделу по борьбе с контрабандой, с учетом хранения полученных видео-данных более трех месяцев. Это было сделано согласно Указу Президента №УП-5582 «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы РУ» от 24.11.2018 года.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КУРЬЕРОВ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЖЕСТКИМ МЕРАМ СО СТОРОНЫ ГТК И ОТРАЗИТЬСЯ НА ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ

Стоит отметить, что предприниматели пошли на уступки, снизив стоимость своих услуг для курьеров, получающих груз в аэропорту «Навои» и самостоятельно перенаправляющих его на таможенный пост в Ташкент.

«После перевода МКО из Навои для таможенного досмотра на нашу территорию, мы установили специальную пониженную ставку для данных курьерских грузов в размере 450 сумов без НДС за обработку килограмма груза в пределах рабочего времени, – пояснил основатель СPТ-pochta Александр Ян. – Мы пошли на эти меры по просьбе ГТК, и только на период, пока в Навои не создадутся соответствующие условия. Эта стоимость включает в себя погрузочно-разгрузочные работы, обработку груза, а также бесплатную в течение первых 3 суток стоянку и охрану опломбированных автомашин с МКО. После трех дней курьеры уже сами оплачивают простой машин на стоянке таможенного склада в размере около 100 000 сумов в сутки в зависимости от тоннажа. Отмечу, что в основном машины простаивают из-за отсутствия по вине курьеров предварительной декларации или других документов, необходимых для прохождения таможенного досмотра. Для всех остальных курьерских отправлений, поступающих к нам из 189 стран мира, у нас существует ставка 775 сумов без НДС, и данный тариф не менялся с 2016 года».

Александр Ян добавил, что на данный момент «СPT-pochta» работает над созданием дополнительных условий в плане инфраструктуры для курьеров, прежде всего иногородних, по их просьбе.

- Хотелось бы сказать, что работа курьеров действительно очень сложная, и несмотря на правонарушения, которые позволяют себе отдельные компании в части ввоза контрабанды, основную массу составляют добропорядочные и честные курьеры. И самое неприятное, что правонарушения, например, ввоз товаров по неоправданно заниженным ценам, в т.ч. «коммерции» под предлогом «для личного пользования», могут послужить поводом для жестких запретительных мер со стороны ГТК и ударить по всей отрасли. Яркий тому пример – вынесенный недавно на всеобщее обсуждение проект постановления, в котором предлагается установить необлагаемый таможенными пошлинами разовый порог для ввоза товаров, эквивалентный всего лишь 25 долларам США. Сейчас разовый порог для беспошлинного ввоза раз в квартал эквивалентен 1000 долларов США. Согласитесь, что 25 долларов на фоне глобально развивающейся электронной коммерции станет серьезным барьером, из-за которого пострадают абсолютно все участники и работники сферы, а главное конечный потребитель, – резюмирует Александр Ян.

СИСТЕМА ДАННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ СИНХРОНИЗИРУЕТСЯ С СИСТЕМОЙ НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА

В рамках пресс-тура начальник поста «Главпочтамт» Шерзод Бакиев, отвечая на вопросы журналистов о задержанных грузах и поступающих по этому поводу жалобах от курьеров, продемонстрировал журналистам статистику, акты, фотографии, а также многочисленные коробки с реальными контрабандными грузами, задержанными на посту.

«В ходе таможенной проверки зачастую выявляются факты перемещения коммерческих грузов под видом почтовых курьерских отправлений «для личного пользования», так как последние не облагаются таможенными платежами, если не превышают норму – 1000 долларов США в квартал, - комментирует Шерзод Бакиев. -  Так, в ходе таможенного досмотра МКО, поступивших в адрес физических лиц, инспекторами таможни были временно приостановлены одинаково укомплектованные 180 посылок, которые вызвали подозрения во время прохождения через рентген-оборудование. При этом, все эти посылки были адресованы на разных граждан, и стоимость каждой была явно заниженной. В ходе выяснения обстоятельств были опрошены все 180 получателей, которые пояснили, что отношения к данным посылкам не имеют. В тоже время было выявлено, что эти граждане ранее находились на территории Турции и отдыхали в одной и той же гостинице, в связи с чем возникло предположение, что отправители груза воспользовались паспортами граждан без их ведома. Дело было передано в прокуратуру, возбуждено уголовное дело».

Также начальник поста «Главпочтамт» пояснил, что для предварительного достоверного декларирования МКО существует электронная система обработки международных курьерских отправлений. Курьеры вносят данные, включающие описание содержимого посылок, поступающих в адрес физических лиц, их общую стоимость, имя, фамилию, адрес и паспортные данные отправителя и получателя. Если в адрес одного и того же физического лица в течение квартала поступают товары стоимостью, превышающей установленную норму, программа автоматически об этом сигнализирует.

«Также благодаря данной системе мы сопоставляем и выявляем факты умышленного занижения таможенной стоимости, после чего принимаются соответствующие меры, а именно усиливается досмотр по отношения к конкретным лицам, – сообщил Бакиев. – Мы бы хотели обратить внимание журналистов, что в ближайшее время система данных Государственного таможенного комитета будет синхронизирована с аналогичной системой Государственного налогового комитета. Впоследствии информация о гражданах, которые в целях дополнительного заработка участвуют в контрабандных схемах и предоставляют свои паспортные данные для получения партий коммерческого груза, поступит в налоговую службу, и они будут вынуждены платить налоговые отчисления согласно законодательству».

Сотрудник ГТК также отметил, что за незаконное перемещение товаров через таможенную границу республики предусмотрена административная ответственность согласно статье 227 Административного кодекса, а также уголовная ответственность, предусмотренная статьей 182 Уголовного кодекса.

«Касательно курьерских отправлений из Навои: только за 15 дней после перенаправления груза для таможенного досмотра в Ташкент, было зафиксировано 13 случаев незадекларированных грузов, конфискован контрабандный и запрещенный товар на сумму 86 миллионов сумов, взысканы платежи в размере свыше 700 миллионов сумов, – сказал Бакиев. – Также на нашем складе временного хранения, до выяснения обстоятельств или уплаты владельцами таможенных пошлин, приостановлено около 25 тонн груза». 

Необходимость отлаженной системы таможенного контроля в этой сфере очевидна. Кроме «коммерческих грузов», оправленных под видом посылок для личного пользования во избежание уплаты пошлин, также имеют место случаи с провозом запрещенных, в т.ч. драгоценных металлов, наркотических и психотропных веществ, и многого другого.

Для справки: международные курьерские отправления – это специализированный груз, который согласно закону проходит таможенный контроль. Если груз квалифицирован как для «личного пользования», то при соответствии условиям (пределы по весу, а также цене в 1000 долларов США в течение одного квартала) он выпускается без уплаты таможенных платежей. Если же, заявленный как МКО, он определяется в итоге при таможенном осмотре как «коммерческий груз», то есть предназначенный для последующей продажи, он подлежит уплате всех таможенных платежей в соответствии с действующим законодательством. В случае, если товар для личного пользования превышает ценовой лимит, получатель оплачивает пошлину только с той части суммы, которая выходит за предел 1000 у.е. в квартал (например, за товар на сумму 1200 у.е. получатель должен будет оплатить пошлину только с 200 у.е.).

 

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал