В нем приняли участие около 40 представителей , включая Законодательную Палату Олий Мажлиса, Кабинет Министров, ключевые министерства и ведомства страны, такие как, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство экономики, а также руководители и представители ряда международных и донорских организаций, аккредитованных в Узбекистане, включая ПРООН, МВФ, Всемирный банк, АБР, Исламский Банк Развития, Делегацию Европейского Союза, Японское агентство по международному сотрудничества, ЮСАИД, ГИЦ, Швейцарское бюро по сотрудничеству, а также АДЕТЕФ (Франция) и ТИКА (Турция).
Основной целью встречи является презентация международным партнёрским организациям проекта Бюджетного Кодекса, обсуждение основных его положений и нововведений в свете соответствия международным нормам и стандартам.
В течение последних 10 лет Правительство Республики Узбекистан в тесном сотрудничестве с донорским сообществом проводит реформирование системы управления государственными финансами в целях обеспечния успешной реализации социально-экономической политики Правительства. Представленный на встрече проект Бюджетного кодекса является ещё одним результатом этого успешного сотрудничества.
Стоит отметить, что данный документ разработан при содействии Программы Развитии ООН в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами, а также международными партнёрскими организациями, включая МВФ и АДЕТЕФ (Франция).
Бюджетный кодекс – это законодательный акт, который определяет основы бюджетной системы страны, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Он, консолидирует основные Законы страны в данной сфере, включая Закон «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизирует и согласовывает нормы и положения, предусмотренные в различных подзаконных актах, даёт четкие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создает основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.
Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс вводит новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса.
В целях повышения эффективности планирования и использования бюджетных средств Бюджетным кодексом вводятся элементы программного бюджетирования, как одной из моделей бюджетирования, ориентированного на результат. Предусмотрено, что министерства/бюджетополучатели, при планировании бюджета будут представлять наряду с бюджетной заявкой Стратегический план развития (на три года), реестр расходных обязательств и др. Эти нововведения обеспечивают увязку планирования бюджетных расходов с результатами деятельности министерств/бюджетополучателей.
Создается основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета, что предусмотрено нормой о составлении бюджета на период более одного года.
Важной нормой Бюджетного кодекса является утверждение новой бюджетной классификации, которая разработана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса также дают полномочия Министерству финансов вводить стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе, согласованные с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора.
И наконец, следует отметить, что Кодекс вводит требование о публикации отчетов об исполнении государственного бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов в СМИ и на сайте Минфина, после их принятия Олий Мажлисом.
Все перечисленные изменения и нововведения, среди прочих других были предложены на основе изучения передового международного опыта и направлены на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной системы в целом.
В процессе подготовки проекта Бюджетного кодекса в рамках реализации совместного проекта ПРООН и Министерства финансов «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» были организованы мероприятия по широкому обсуждению Концепции и проекта самого документа с привлечением депутатов Олий Мажлиса, представителей Кабинета Министров, отраслевых министерств и ведомств, местных органов власти и независимых экспертов.
В целях наращивания потенциала экспертов, вовлеченных в подготовку проекта Бюджетного кодекса, при содействии Проекта были организованы семинары по новым подходам планирования и исполнения бюджета (БОР) с привлечением международных экспертов, а также учебные поездки.
Обсуждение Бюджетного кодекса позволило обсудить и узнать мнения международных партнёрских организаций о новом документе, а также выработать рекомендации и предложения по его улучшению.
Ожидается, что Кодекс позволит упростить работу всех участников бюджетного процесса и в совокупности с действующим Налоговым кодексом позволит сформировать единую унифицированную, соответствующую международным стандартам законодательную базу государственных финансов.