Он систематизирует и согласовывает нормы и положения, предусмотренные в различных подзаконных актах, даёт чёткие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создаёт основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.
Каковы цели Бюджетного кодекса? Бюджетный кодекс должен обеспечить все заинтересованные стороны комплексной и надёжной информацией о бюджетной системе и бюджетном процессе. И эта информация необходима не только для Правительства, которое занимается разработкой и исполнением Государственного бюджета, она важна и для Олий Мажлиса, местных органов власти, бюджетных организаций и всех граждан. Так, для регионов - Бюджетный кодекс должен обеспечить устойчивый и эффективный механизм перераспределения ресурсов и укрепления их доходного потенциала.
Для бюджетных организаций – это чёткие и ясные правила составления и исполнения бюджетов и выполнения поставленных перед ними задач. Для граждан Бюджетный кодекс важен потому, что сегодня почти 60% Государственного бюджета - это бюджет, направленный на социальную сферу. Это расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту.
Соответственно, если законодательство будет обеспечивать чёткие процедуры исполнения и контроля за исполнением Государственного бюджета, граждане могут рассчитывать на получение качественных государственных услуг в сфере здравоохранения, образования и других социальных обязательств государства.
Стоит отметить, что данный документ разработан при содействии Программы Развитии ООН в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также международными партнёрскими организациями, включая МВФ и АДЕТЕФ (Франция).
ПРООН оказывал техническое содействие на всех этапах подготовки Бюджетного кодекса, начиная с инвентаризации бюджетного законодательства и заканчивая подготовкой проекта Бюджетного кодекса. В рамках Проекта «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» были созданы рабочие группы, в состав которых входили представители Министерства финансов, отраслевых министерств и независимые эксперты, которые занимались разработкой соответствующих глав Бюджетного кодекса. В процессе подготовки проекта Бюджетного кодекса при содействии Проекта организованы широкие обсуждения с привлечением депутатов Олий Мажлиса, представителей Кабинета Министров, отраслевых министерств и ведомств, местных органов власти и независимых экспертов. В целях ознакомления с новыми подходами планирования и исполнения бюджета (БОР) Проектом были организованы семинары с привлечением международных экспертов, а также учебные поездки.
Основываясь на передовом международном опыте Бюджетный кодекс ввел новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса. В целях повышения эффективности планирования и использования бюджетных средств Бюджетным кодексом вводятся элементы программного бюджетирования, как одной из моделей бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Предусмотрено, что при планировании Государственного бюджета министерства/распорядители бюджетных средств,, наряду с бюджетной заявкой, представляют Программу развития на три года и реестр расходных обязательств. Эти нововведения должны обеспечить увязку планирования бюджетных расходов с результатами деятельности министерств. Создаётся основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета, что предусмотрено нормой о составлении бюджета на период более одного года.
Бюджетный кодекс законодательно утверждает бюджетную классификацию, которая разработана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса также дают полномочия Министерству финансов вводить стандарты бюджетного учёта, согласованные с международными стандартами финансовой отчётности для общественного сектора.
И наконец, следует отметить, что Кодекс вводит требование о публикации информации об исполнении Государственного бюджета и государственных целевых фондов на сайте Министерства финансов, после их принятия Олий Мажлисом.
Все перечисленные изменения и нововведения, среди прочих других, направлены на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной системы в целом.
Законом Республики Узбекистан «Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан» было установлено, что в течение 2014-2015 годов будет осуществляться всесторонний мониторинг и анализ эффективности и действенности норм Бюджетного кодекса, а в необходимых случаях предусмотрено внесение предложений по дальнейшему совершенствованию его норм.