Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Эксперты Института прогнозирование и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали банковские услуги и высказали свои предложения и замечания по существующим проблемам. Доля банковских услуг в финансовых услугах составляет более 90%, остальная часть приходится на страховые услуги, кредитование и лизинг, услуги по микрокредитованию и микролизингу, услуги по фондовому рынку и ценным бумагам и на другие виды финансовых услуг.
На сегодняшний день 33 банка, в том числе 12 с государственной долей, обслуживают потребителей. 85% кредитов, выделяемых экономике, приходится на долю банков с государственной долей. За последние 5 лет банковская сфера значительно расширилась и развивается. Количество филиалов банков, обслуживающих клиентов коммерческими банками, достигло 876, мини-банков-4177.
В банковской сфере были проведены следующие реформы:
- В Министерстве финансов создан департамент по координации реформирования коммерческих банков с государственным участием,
- Внесены изменения в законы «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности»,
- развита инфраструктура безналичных расчетов с широким внедрением современных технологий,
- расширены системы бесперебойной оплаты, усовершенствованы терминалы для взаимного приема карт Humo и Uzcard,
- расширено предоставление удаленных банковских услуг (количество пользователей удаленных банковских услуг за последние 5 лет увеличилось почти в 4,5 раза и достигло от 4,4 млн. до 20,2 млн.человек).
- Начали работать цифровые банки (TBC, Anor bank, Apelsin bank).
По результатам анализа основными проблемами и недостатками являются:
- высокая доля государства в банковской сфере (80% активов банка принадлежат существующим банкам с государственной долей);
- ограниченный доступ к платежным картам из-за недостаточного развития инфраструктуры и низкого количества банкоматов, чем в среднем по странам Восточной Европы и Центральной Азии (48 банкоматов на 100 000 человек);
- низкий уровень охвата физических лиц кредитованием (только 19% кредитов приходится на долю физических лиц, в среднем по странам мира-40 %).
Предложения по устранению неполадок в отрасли:
- Создание большего доступа к цифровому банковскому делу и fintech компаниям;
- Создание удобства для потребителей путем расширения пунктов обслуживания в банках и внедрения альтернативных методов оказания банковских услуг.
- Сократить время и стоимость транзакции банковского обслуживания и снизить риск мошенничества для клиентов.
Таким образом, дальнейшее развитие сферы финансовых услуг может быть достигнуто путем увеличения числа компаний, занимающихся цифровым банкингом и fintech, а также путем совершенствования услуг онлайн-банкинга. В результате создается возможность создания дополнительных рабочих мест, повышения занятости, сокращения бедности наряду с развитием экономики страны.