Курсы валют от 01/12/2025
$1 – 11940.95
UZS – 0,32%
€1 – 13814.49
UZS – 0,25%
₽1 – 152.68
UZS – 0,33%
Поиск
Рейтинг Ферганской области Узбекистана повышен до «BB-» на фоне устойчивого роста и низкого уровня долга

Рейтинг Ферганской области Узбекистана повышен до «BB-» на фоне устойчивого роста и низкого уровня долга

Рейтинг Ферганской области Узбекистана повышен до «BB-» на фоне устойчивого роста и низкого уровня долга

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) —28 ноября 2025 года агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги Ферганской области Узбекистана по местной и иностранной валюте с «B+» до «BB-». Прогноз по рейтингу – стабильный.

Стабильный прогноз отражает сочетание истории региона по ведению сбалансированного бюджета и поддержанию сильной долговой позиции с существующими рисками, связанными с ограниченными институциональными возможностями местных органов власти в Узбекистане. Основные фискальные решения принимаются центральным правительством, и регионы, включая Фергану, имеют ограниченное влияние на эти решения.

Рейтинг может быть понижен, если изменения в отношениях между Ферганской областью и центральным правительством Узбекистана приведут к ослаблению поддержки региона, что негативно скажется на бюджетной дисциплине или долговой нагрузке. С другой стороны, в долгосрочной перспективе рейтинг может быть повышен, если институциональная среда для местных органов власти в Узбекистане существенно улучшится — с повышением предсказуемости, прозрачности и способности регионов влиять на решения центрального правительства, а также при одновременном улучшении качества финансового управления Ферганской области.

По мнению S&P, в последние годы макроэкономическая политика Узбекистана стала более продуманной. С 2017 года, после либерализации обменного курса, структурная реформа страны сосредоточена на внедрении рыночных механизмов ценообразования и привлечении инвестиций с целью сокращения исторически значимого участия государства в экономике.

Среди ключевых мер — корректировка тарифов на энергию, усиление качества регулирующего надзора, приватизация государственных предприятий и подготовка к вступлению в Всемирную торговую организацию в 2026 году. Рекордные цены на золото способствовали удвоению международных резервов Узбекистана с 2023 по 2025 год, при этом ожидается устойчивый рост экономики в среднем почти на 6% в год в реальном выражении в 2026–2028 годах.

Ферганская область, вероятно, получит прямую выгоду от этих изменений, учитывая ключевую роль центрального правительства в её финансировании. Национальная администрация не только осуществляет трансферты, но и напрямую финансирует большинство инвестиций в региональный государственный сектор — более 80% на 2024 год.

В течение ближайших двух-трёх лет ожидается сохранение экономического роста Ферганы, что будет способствовать росту средних доходов с нынешнего крайне низкого уровня. Уже в 2024 году ВВП на душу населения региона достиг $1,800 по сравнению с $1,200 в 2019 году. Перспективы роста поддерживаются продолжающимися инвестициями, включая проекты по развитию туризма, расширению сельскохозяйственного экспорта и производству автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Прогнозируется, что экономический рост Ферганской области будет сопоставим с общенациональным, в среднем 6,0–6,5% в реальном выражении до 2027 года, а доход на душу населения постепенно увеличится до $2,500 к 2028 году.

Фергана поддерживает сильную долговую позицию: на данный момент у региона имеется только один кредит, взятый у центрального правительства (менее 0,5% от операционных доходов), и отсутствуют другие долги. В соответствии с законодательством Узбекистана, которое, как ожидается, останется без изменений в ближайшие три года, местные органы власти могут брать кредиты только у центрального правительства.

Прогнозируется, что Фергана будет соблюдать национальные нормы, поддерживать сбалансированный бюджет и не прибегать к значительному заимствованию в течение ближайших одного-двух лет.

Рейтинги Ферганской области ограничены высокой волатильностью и централизованностью институциональной системы местных и региональных органов власти Узбекистана. Основные решения принимаются на уровне центрального правительства и трудно предсказуемы. Контроль со стороны центра ограничивает возможности региона влиять на свою бюджетную дисциплину, и финансовое управление Ферганской области остаётся сравнительно слабым, с ограниченным планированием за рамками текущего года.

Местные органы власти работают в крайне централизованной и нестабильной институциональной среде, а уровень доходов в Фергане остаётся низким, несмотря на недавние улучшения. С 2016 года произошло частичное децентрализованное перераспределение полномочий: большая часть налоговых поступлений теперь направляется в местные бюджеты, и местные органы власти получают больше свободы в расходовании средств сверх плановых показателей, например, по НДС.

Однако эффект от этих реформ частично нивелировался рядом решений, возвращающих полномочия центральному правительству. Так, в 2024 году центральное правительство взяло на себя выплаты пособий семьям с детьми и малообеспеченным гражданам, а также инвестиции в строительство новых школ и детских садов.

Финансовое управление Ферганы обладает ограниченными возможностями для надежного планирования расходов и принятия политических решений из-за централизованной структуры и частых изменений, навязываемых центральным правительством.

С 2018 года регион начал внедрять среднесрочное планирование, однако расхождения между прогнозами и фактическими результатами остаются частыми и значительными. Практики управления долгом и ликвидностью находятся на ранней стадии развития, что ограничивает кредитоспособность региона.

Фергана стремится привлекать международные инвестиции для расширения производства в ключевых секторах: сельское хозяйство, текстиль, стройматериалы и химическая промышленность.

Планируется расширение производственного сектора, в том числе привлечение иностранных инвестиций в производство легковых и сельскохозяйственных автомобилей. Законы Узбекистана позволяют иностранным инвесторам получать налоговые льготы и поддержку в доступе к региональной инфраструктуре и расширении экспорта.

Существуют риски применения санкций США и ЕС к узбекистанским компаниям, работающим с Россией.

Некоторые компании, торгующие электроникой, телекоммуникационным оборудованием и продукцией оборонного сектора, уже подверглись санкциям с 2022 года. По публичным расследованиям, часть целлюлозы хлопка из Ферганы якобы поставлялась в российский военный сектор, однако правительство Узбекистана принимает меры для соблюдения международных санкций.

Фергана соблюдает законодательство, запрещающее дефицит бюджета по местным определениям.

Согласно подходу S&P, регион показал профицит после учета капитальных операций близкий к 1% в 2024 году, поддержанный высоким поступлением подоходного налога с физических и юридических лиц. В 2022–2023 годах регион в среднем имел дефицит после капитальных операций 0,8%, который покрывался за счет наличных средств и авансов от центрального правительства. Авансы составили 51 млрд сум в 2022 году и 65 млрд сум в 2023 году.

Прогнозируется, что средний баланс Ферганы после капитальных операций до 2027 года останется положительным.

Однако источники доходов могут быть волатильными, учитывая практику частого пересмотра налогов, расходов и трансфертов центральным правительством. Например, в 2025 году расходы на здравоохранение были переданы региону с уровня городов и районов, при этом большая часть трансфертов из центра направлялась в бюджет Ферганы, что позволило сохранить баланс.

Регион имеет значительные инфраструктурные потребности, что сдерживает экономическое развитие и ограничивает бюджетную гибкость. Тем не менее, это вряд ли приведет к значительному накоплению долга, учитывая запрет на коммерческие заимствования.

Фергана контролирует ряд предприятий, принадлежащих центральному правительству, но сама не имеет доли в них и пока не предоставляла субсидий или капитальных вливаний. Некоторые субсидированные услуги, например транспорт, оказываются частными компаниями, а затраты на субсидии несёт центральное правительство.

Ликвидность региона остаётся устойчивой: прямой долг представлен лишь одним кредитом центрального правительства, срок погашения которого наступает в 2026 году.

Если региону разрешат привлекать долг, показатель покрытия обслуживания долга может ухудшиться, что не входит в базовый сценарий.

Фергана имеет ограниченный доступ к внешнему финансированию и не имеет опыта заимствований у негосударственных институтов. Капитальный рынок и банковский сектор Узбекистана остаются слаборазвитыми.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал