Госкомстат: в апреле 2022 года товары и услуги на потребительском рынке в среднем стали дороже на 1,5%.
02/05/2022 20:12
Госкомстат: в апреле 2022 года товары и услуги на потребительском рынке в среднем стали дороже на 1,5%.
02/05/2022 20:12
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – По данным Госкомстата, в апреле 2022 года товары и услуги на потребительском рынке в среднем стали дороже на 1,5%. За январь-апрель 2022 года повышение цен в потребительском секторе составило 4,4 % при среднемесячном значении 1,1 %. В годовом выражении (относительно апреля 2021 года) повышение потребительских цен достигло 10,4 %.
Лидерами по росту цен и тарифов в апреле 2022 года, как и месяцем ранее, стали продовольственные товары, которые в среднем за месяц подорожали на 2,1%.
Непродовольственные товары за этот же период прибавили в цене на 1,4 %, платные услуги - лишь на 0,5 %.
Для сравнения: в апреле 2021 года наиболее высокий прирост цен за месяц был отмечен на продовольственные товары (3,0 %). Непродовольственные товары стали дороже за этот период на 0,4 %, платные услуги - на 0,5%.
В апреле 2020 года лидерами по росту цен также были продовольственные товары, ставшие за месяц дороже на 3,3 %.
Сводный ИПЦ за апрель 2022 года к декабрю 2021 года сложился под влиянием роста цен на продовольственные товары (
), непродовольственные товары (1,23 п.п.) и услуги (0,46 п.п.). Таким образом, на долю продовольственных товаров пришлись 61,9 % непродовольственных товаров - 27,7 %, услуг -10,4 % от общего влияния наблюдаемых товаров и услуг.
В апреле 2022 года лидерство по росту цен за месяц в данном разделе, как и в трех первых месяцах года, принадлежит овощной продукции, что в значительной мере обусловлено сезонным фактором. Так, овощи, клубнеплоды, плантайны и зернобобовые в апреле текущего года прибавили в цене на 3,6%. Фрукты и орехи в среднем за этот же период стали дороже на 2,6 %.
Кроме того, ощутимо цены повысились на зерновые культуры и крупяные изделия (2,8 % за месяц), масложировую продукцию и безалкогольные напитки (по 2,0 %).
Полуторапроцентный рубеж прироста цен за месяц также пре-одолели рыба и прочие морепродукты (1,9 %), сахар, кондитерские изделия и десерты, а также готовые пищевые продукты и прочие продукты питания (по 1,7 %), молоко, прочие молочные продукты и яйца апрель (1,6%).
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: в апреле 2021 года по росту цен за месяц среди основных групп продуктов питания и безалкогольных напитков со значительным отрывом лидировала масложировая продукция (21,6%), а в апреле 2020 года - фрукты и орехи (7,1%).
Из основных продуктов питания (исключая плодоовощную продукцию) по росту цен за месяц в апреле текущего года лидирует пшеничная мука (5,2 %). Подсолнечное масло в апреле стало дороже на 2,5 %, сырое свежее молоко - на 2,3 %. Яйца, напротив, за месяц стали дешевле на 0,4%.
Сахар-песок удерживает лидерство по росту цен как за январь- апрель 2022 года (15,5%), так и в годовом выражении (30,5%).
В апреле 2022 года из плодоовощной продукции в лидеры по росту цен за месяц вышли лук (10,7 %), редька (10,5 %) и морковь (10,1%).
За январь-апрель 2022 года из плодоовощной продукции в лидеры по росту цен вышли баклажаны (в 1,8 раз), свежие помидоры, болгарский перец и лук (в 1,5 раз).
Лидерами по снижению цен за январь-апрель текущего года стали апельсины (-7,0 %) и мандарины (-6,4%).
В лидеры по вкладу в прирост краткосрочного сводного ИПЦ за апрель 2022 года вышли плодоовощная продукция, а также зерновые культуры и крупяные изделия. За счет повышения цен на плодоовощную продукцию сводный ИПЦ за месяц суммарно стал выше на 0,27 п.п. Таким образом, на долю плодоовощной продукции пришлись свыше 32 % от общего вклада товаров, входящих в раздел, и порядка 18,4 % от суммарного влияния всех наблюдаемых товаров и услуг.
Вклад ценовых изменений на зерновые культуры и крупяные изделия в апреле текущего года достиг 0,23 п.п., что составляет порядка 27,7 % от общего вклада товаров раздела I. «Продукты питания и безалкогольные напитки» и свыше 15 % от суммарного влияния всех наблюдаемых товаров и услуг.
Доминирование влияния сезонного роста цен на плодоовощную продукцию среди товаров раздела I. «Продукты питания и безалкогольные напитки» ярко проявилось в структуре ИПЦ за январь-апрель 2022 года. За счет повышения цен на фрукты и орехи сводный ИПЦ к декабрю 2021 года стал выше на 0,44 п.п., овощи, клубнеплоды, плантайны и зернобобовые - на 1,04 п.п.
Согласно расчетам, на долю вклада плодоовощной продукции пришлись свыше 56 % от общего вклада товаров раздела, и порядка трети от суммарного вклада всех наблюдаемых товаров и услуг.
Весомый вклад внесли ценовые изменения на зерновые культуры и крупяные изделия (0,47 п.п.), а также на сахар, кондитерские изделия и десерты (0,21 п.п.). Влияние других групп данного раздела было менее значительным и суммарно увеличило сводный ИПЦ на 0,47 п.п.
Наиболее значительный вклад в прирост сводного ИПЦ за апрель 2022 года к апрелю 2021 года из основных групп раздела I. «Продукты питания и безалкогольные напитки» внесли ценовые изменения на плодоовощную, мясную, молочную, масложировую продукции, сахар, кондитерские изделия и десерты, а также на зерновые культуры и крупяные изделия.
В апреле 2022 года алкогольные напитки за месяц стали дороже на 0,8 %, в том числе водка - на 0,9 %, вино - на 0,8, пиво – на 0,6 , коньяк - на 0,2%.
Табачные изделия за месяц подорожали на 0,9 %.
К уровню декабря 2021 года алкогольные напитки прибавили в цене на 2,9 %, в том числе водка - на 3,6 %, пиво - на 2,1 %, вино – на 1.8%, коньяк - на 1,2 %. Табачные изделия с начала 2022 года стали дороже на 3,0 %, в том числе сигареты – на 2.9%, прочие табачные изделия - на 3,0 %.
В годовом выражении по росту цен лидируют алкогольные напитки (9,4 %), в то время как табачные изделия стали дороже на 9,1 %
В сфере платного образования в апреле 2022 года незначительное повышение цен за месяц отмечено лишь на услуги репетиторов (0,5 %), по обучению на курсах иностранных языков и прочих учебных курсах (0,1 %), а также на услуги негосударственных дошкольных образовательных организаций (0,2%).
Лидером по росту цен за январь-апрель 2022 года остаются услуги по обучению на языковых и аналогичных курсах (2,2%).
Наиболее высокий прирост цен в годовом выражении из товаров и услуг данного раздела зафиксирован для услуг, оказываемых государственными образовательными организациями в сфере дошкольного образования (15,0%).
Готовая пища в кафе, столовых и заведениях быстрого питания в апреле текущего года стала дороже в пределах 1,7-2,6 %. Услуги гостиниц за месяц подорожали лишь на 0,9 %, цены на услуги центров отдыха, кемпингов и аналогичное гостиничное обслуживание сохранились на уровне марта 2022 года.
Первенство по приросту цен за январь-апрель 2022 года продолжают удерживать услуги центров отдыха, кемпингов и аналогичное гостиничное обслуживание (11,8 %), а в годовом выражении - услуги заведений быстрого питания (18,7%).
Лидерство по росту цен в годовом выражении принадлежит плате за денежные переводы (8,1 %), в то время как снижение цен, относительно апреля 2021 года, отмечено на услуги по переводам денежных средств через электронные платежные системы (-1,9%).
По отношению к уровню декабря прошлого года значительнее других в разделе цены повысились на услуги ксерокопирования (12,9 %), а также парикмахерских и заведений личного обслуживания (6,7%).
По росту цен в годовом выражении также лидируют указанные виды услуг, которые, по сравнению с апрелем 2021 года, стали дороже, соответственно, на 26,1% и 20,8%. продовольственной инфляции, которое проявилось как в структуре прироста краткосрочного сводного ИПЦ, так и в структуре показателя к декабрю и апрелю прошлого года.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это один из важнейших показателей инфляции в потребительском секторе страны. Он характеризует изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, приобретаемых средним потребителем для конечного потребления.
Расчет ИПЦ внедрен в республике с 1994 года при техническом содействии МВФ.
Основой для составления ИПЦ являются Методические положения по организации наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен (утверждены в новой редакции постановлением Госкомстата № 46 от 30.11.2020 года), которые разработаны с учетом рекомендаций «Руководства по индексу потребительских цен: Теории и практики» (МВФ, ОЭСР, Евростат, ЕЭК ООН, Всемирный банк и МОТ) ИЦрз://МЬ.51а1.и2 .
Формирование ИПЦ осуществляется на базе двух источников данных:
1) сведения о структуре расходов населения по данным выборочных обследований домашних хозяйств;
2) данные регистрации цен по выборочному кругу территорий, объектов торговли и услуг, товаров-представителей.
Согласно утвержденной методике регистрация цен осуществляется ежемесячно с 10 -го по -е число. Сбор данных организован таким образом, чтобы регистрация цен в этот временной промежуток по каждой позиции осуществлялась один раз, а интервал между регистрациями за смежные периоды составлял один календарный месяц. На уровень средних цен оказывает влияние множество факторов, включая ассортиментные и территориальные сдвиги. При расчете ИПЦ влияние этих факторов исключается с целью выявления только инфляционных факторов.
Набор товаров и услуг для наблюдения за изменением цен включает в себя 510 позиций, отобранных с учетом социально-экономической значимости и представительности в структуре расходов населения.
Ежемесячно обследуются свыше 10 ТЫС. объектов торговли и услуг, фиксируются более 110 ТЫС. ценовых котировок.
29/03/2024Подробнее
$ 1 | 12570.00 | +0.024% |
1 | 13698.79 | -0.378% |
₽ 1 | 136.91 | -0.270% |