Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – 17 мая 2021 г. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») АКБ Узбекский промышленно-строительный банк (далее – «Узпромстройбанк») на уровне «BB-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». Fitch также подтвердило рейтинг устойчивости банка на уровне «b». Полный список рейтинговых действий приведен ниже.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ РДЭ, РЕЙТИНГ ПОДДЕРЖКИ, УРОВЕНЬ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНОГО РДЭ и РЕЙТИНГ ДОЛГА
Подтверждение РДЭ Узпромстройбанка отражает мнение Fitch об умеренной вероятности поддержки со стороны правительства Узбекистана («ВВ-» /прогноз «Стабильный») в случае необходимости, на что указывают рейтинг поддержки «3» и уровень поддержки долгосрочного РДЭ «BB-». Такое мнение учитывает мажоритарную государственную собственность, существенную системную значимость (Узпромстройбанк является вторым по величине банком в Узбекистане с долей активов в секторе в 13% на конец 1 кв. 2021 г.), низкую стоимость потенциальной поддержки относительно международных резервов государства, а также историю поддержки капиталом и ликвидностью.
В соответствии со стратегией правительства по реформированию банковского сектора, опубликованной в 2020 г., Узпромстройбанк входит в перечень банков, подлежащих приватизации в среднесрочной перспективе. Согласно информации от властей, банк получит кредит на сумму 75 млн. долл. от Международной финансовой корпорации в 2021 г., который будет конвертирован в миноритарную долю в банке после завершения трансформации его бизнес-модели. Продажа контрольной доли стратегическому инвестору запланирована к концу 2023 г. Среднесрочная стратегия банка нацелена на отход от директивного кредитования с целью создания коммерческой бизнес-модели с фокусом на развитии сегмента кредитования малого и среднего бизнеса и розничного кредитования.
Несмотря на то что банк готовится к приватизации, Fitch по-прежнему учитывает потенциальную поддержку от государства ввиду (i) ожиданий Fitch, что государство продолжит предоставлять поддержку банкам в госсобственности, пока они находятся в мажоритарной собственности государства; (ii) того, что в рамках базового сценария Fitch смена контроля не произойдет по крайней мере в течение следующих двух лет и будет зависеть от успешной трансформации бизнес-модели; (iii) того, что Узпромстройбанк имеет существенную системную значимость и продолжает финансировать стратегически значимые секторы экономики (нефтегазовый, энергетический и химический). Кроме того, существует неопределенность в отношении какого-либо потенциального покупателя банка и его способности предоставлять банку поддержку в сравнении с государством.
Способность властей предоставлять поддержку банковскому сектору подкрепляется умеренным размером банковского сектора относительно общего размера экономики (суммарные активы составляли 63% от ВВП на конец 2020 г.) и крупными международными резервами (35 млрд. долл. на конец 2020 г.). Вместе с тем при оценке способности предоставлять поддержку также учитываются высокий уровень концентрации в банковском секторе (на банки в госсобственности приходилось 85% от активов сектора на конец 1 кв. 2021 г.), высокая долларизация кредитов (50% на конец 1 кв. 2021 г.), высокая доля внешнего фондирования в банковском секторе и уязвимость к внешним шокам в условиях волатильной операционной среды, поскольку государственные финансы зависят от экспорта сырьевых товаров и денежных переводов граждан Узбекистана, работающих за рубежом.
«Стабильный» прогноз по рейтингам Узпромстройбанка отражает прогноз по суверенному рейтингу.
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга Узпромстройбанка находится на одном уровне с его долгосрочными РДЭ.
РЕЙТИНГ УСТОЙЧИВОСТИ Рейтинг устойчивости Узпромстройбанка отражает непростую и волатильную операционную среду, высокий уровень концентрации и долларизации кредитного портфеля, лишь умеренную на сегодня прибыльность и высокую зависимость от фондирования от иностранных банков и международных финансовых организаций, которая увеличилась за последние годы. Рейтинг устойчивости банка также принимает во внимание адекватную капитализацию, сильную корпоративную клиентскую базу и улучшение качества менеджмента и корпоративного управления.
Обесцененные кредиты (кредиты 3 стадии по МСФО 9) существенно увеличились с начала пандемии до 6,5% от валовых кредитов на конец 1 пол. 2020 г. (согласно последней имеющейся отчетности по МСФО) с 2,8% на конец 2019 г. Обесцененные кредиты лишь примерно на 0,5x покрывались суммарными резервами на кредитные потери. Кредиты 2 стадии тоже находились на существенном уровне (18% от валовых кредитов на конец 1 пол. 2020 г.), и мы ожидаем, что по крайней мере некоторые из них будут переведены в категорию кредитов 3 стадии в 2021-2022 гг.
Узпромстройбанк предоставил временные кредитные каникулы по 36% от валовых кредитов во 2 кв. 2020 г. - 3 кв. 2020 г., хотя большинство из этих кредитов с тех пор вернулись к графику погашения. Кредитный риск также обусловлен значительной концентрацией кредитного портфеля по заемщикам (на 25 крупнейших приходились высокие 52% от валовых кредитов на конец 2020 г.), высокой долларизацией кредитов (70% на конец 1 кв. 2021 г.), а также «незрелым» характером предоставленных в последнее время коммерческих кредитов с длинными льготными периодами.
Переход к коммерческому кредитованию улучшил показатели банка. Чистая процентная маржа была на уровне 4% в 2020 г. (2019 г.: 3%). Банк также поддерживает высокую операционную эффективность, о чем свидетельствует отношение затрат к доходам на уровне 26% в 2020 г. Это обусловливает приемлемую прибыльность до отчислений в резерв под обесценение (7% от средних валовых кредитов в 2020 г. в сравнении с 6% в 2019 г.), которая устойчиво превышала стоимость риска (около 1% от средних валовых кредитов в 2020 г. согласно отчетности по национальным стандартам, по сравнению с отрицательными 0,2% в 2019 г.). Доходность на чистые активы и доходность на капитал была приемлемой в 2020 г. на уровнях 1,9% и 12,3%, соответственно.
Капитализация является адекватной при основном капитале по методологии Fitch на уровне 17% от регулятивных активов, взвешенных по риску, на конец 1 пол. 2020 г. На конец 1 кв. 2021 г. регулятивные показатели капитал 1 уровня и общего капитала также были приемлемыми на уровне 15% и 17%, соответственно, что заметно выше минимальных требований к капиталу в 10% и 13%, соответственно. По нашим оценкам, банк мог создать дополнительные резервы, равные приемлемым 5% от валовых кредитов, до того, как показатели капитала снизятся до регулятивных минимумов.
Основным источником фондирования у Узпромстройбанка (63% от суммарных обязательств на конец 1 кв. 2021 г.) являются средства, привлеченные на финансовых рынках, представленные долгосрочными кредитными линиями от зарубежных банков и международных финансовых организаций (частично обеспеченных гарантиями от государства), и еврооблигации, выпущенные в 2019 г. Клиентские счета, основным источником которых являются крупные корпоративные клиенты, составляли 20% от обязательств, в то время как на государственное фондирование приходилось еще 14%. Запас ликвидности (денежные средства, краткосрочные размещения в ЦБУ и в зарубежных банках с рейтингами инвестиционной категории, а также вложения в суверенные ценные бумаги) составлял ограниченные 15% от суммарных активов на конец 1 кв. 2021 г. и покрывал 96% погашений долга, привлеченного на финансовых рынках, предстоящих в ближайшие 12 месяцев. Fitch также полагает, что банк может получить поддержку ликвидностью от государства в случае необходимости, пока государство сохраняет контрольную долю.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов:
-РДЭ банка могут быть повышены в случае повышения суверенных РДЭ.
-Рейтинг устойчивости может быть повышен в случае улучшения операционной среды в Узбекистане и успешного завершения банком своего перехода к коммерческой бизнес-модели при поддержании качества активов и капитализации на приемлемых уровнях и улучшении прибыльности.
Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтингов:
-Обусловленные поддержкой РДЭ банка могут быть понижены в случае понижения РДЭ Узбекистана.
-Рейтинги также могут быть понижены в случае продажи контрольной доли в Узпромстройбанке стратегическому инвестору с более низким рейтингом относительно суверенного или без рейтинга. В то же время Fitch ожидает, что даже после приватизации РДЭ банка будут учитывать потенциальную поддержку и ввиду этого будут находиться на одну ступень ниже суверенного рейтинга с учетом умеренной системной значимости банка.
-Рейтинг приоритетного необеспеченного долга Узпромстройбанка, вероятно, останется на одном уровне с его долгосрочными РДЭ.
-Рейтинг устойчивости банка может быть понижен в результате резкого ухудшения качества активов банка, которое обусловило бы убыточные показатели и, таким образом, сократило бы запас капитала у банка до менее 100 б.п. сверх минимальных регулятивных уровней. В то же время этот сценарий в настоящее время рассматривается Fitch как маловероятный.