Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Внешнеторговый оборот Узбекистана в январе-апреле 2019 года составил $12,57 млрд. и вырос на $2,48 млрд., или на 24,6% больше, чем к соответствующему периоду прошлого года. Об этом сообщает Госкомстат Узбекистана.
Из этого числа экспорт достиг $5,25 млрд (темпы роста - 14,3%), а импорт - $7,31 млрд. (темпы роста - 33,3%). Внешнеторговое сальдо составило с минусом $2,05 млрд.
По итогам января-апреля 2019 года Узбекистан вел торговые отношения более чем со 154 странами мира.
По итогам января-апреля 2019 года число предприятий, занимающихся экспортом товаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросло на 479 ед. и их общее количество достигло 3 327 ед.
Анализ динамики внешнеторгового оборота также показал рост и в январе-апреле 2019 года он составил $12,57 млрд., который, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на $2,48 млрд.
В результате принимаемых правительством республики мер по укреплению сотрудничества со странами СНГ и всесторонней поддержки внешней торговли, доля взаимной торговли с государствами – участниками СНГ во внешнеторговом обороте Узбекистана по итогам января-апреля 2019 года достигла 34,4% ($4,33 млрд.), темпы роста внешнеторгового оборота, по сравнению с предыдущим годом, составили 34,0%.
Доля других стран во внешнеторговом обороте в январе-апреле 2019 года увеличилась на 20,2% и, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составила 65,6%.
Объем экспорта Республики Узбекистан в январе-апреле 2019 года составил $5,25 млрд. (рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достиг 14,3%). Удельный вес товаров в составе экспорта достиг 81,7%, из них энергоносители и нефтепродукты – 18,7%, текстиль и текстильные изделия – 9,8%, продовольственные товары – 7,3%, черные металлы и изделия из них – 1,9%, цветные металлы и изделия из них – 6,0%.
Объем экспорта без учета золота увеличился на 32,4%, составив $4,02 млрд.
Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе-апреле 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, существенных изменений не произошло, однако следует отметить, что доля экспорта всех видов товаров и услуг в общем объеме экспорта, помимо золота в январе-апреле 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, уменьшилась.
Анализ динамики экспорта товаров и услуг также показал, что в январе-апреле 2019 года, по сравнению с январем-апрелем 2018 года, объем экспорта товаров увеличился на $903,9 млн. и составил $3,06 млрд. Экспорт услуг достиг $960,6 млн.
Основными партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте были Китай (21,4% от общего объема экспорта), Россия (14,2%), Казахстан (7,4%), Турция (6,6%), Афганистан (3,2%), Иран (1,4%) и Таджикистан (1,5%).
В состав экспортируемых товаров этим странам входят группа энергоносителей и нефтепродуктов, химическая продукция и изделия из нее, а также продовольственные товары.
Если товары и услуги в январе-апреле 2018 года были экспортированы в 136 стран, то в январе-апреле 2019 года - в 137 стран.
Объем экспорта услуг за январь-апрель 2019 года составил $960,6 млн., или 18,3% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 9,3%. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги и туризм, а также телекоммуникационные, информационные, компьютерные и финансовые услуги.
Объем экспорта плодоовощной продукции составил более 440,5 тыс. тонн и достиг $281,3 млн. (темпы роста – 80,7%, в стоимостном выражении).
Из плодоовощной продукции было экспортировано более 367,3 тыс.т овощей (физический рост увеличился на 156,2%) на сумму $177,6 млн., плодов и ягод – 73,2 тыс.т (физический объем возрос на 28,7%) на сумму $103,7 млн. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составили 73,7% и 94,1% соответственно).
В результате расширения экспортного потенциала страны и освоения новых рынков растет экспорт плодоовощной продукции, винограда, дынь, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов. В январе-апреле 2019 года экспорт плодов и ягод, а также овощей достиг $281,3 млн., что на 80,7% больше (в стоимостном выражении), чем за аналогичный период прошлого года).
За январь-апрель 2019 года объем экспорта текстильной продукции составил $514,9 млн. и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на 21,2%, что составляет 9,8% от общего объема экспорта. Из структуры экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (58,2%), а также готовые трикотажные и швейные изделия (22,2%). С начала года более 246 видов товаров было экспортировано в 47 стран мира.
Отрадно, что, если в первые годы независимости, экспорт продукции легкой промышленности республики имел сырьевую направленность, то в настоящее время наша страна начала занимать ведущие позиции в экспорте готовой продукции текстильной и легкой промышленности.
За январь-апрель 2019 года объем импорта в Республике Узбекистан составил $7,31 млрд (темпы роста – 33,3%). Основную долю в его структуре занимают машины и оборудование, включая части и комплектующие (44,0%), химическая продукция и изделия из нее (12,9%), а также черные металлы и изделия из них (7,9%).
Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе-апреле 2019 года также показал, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, существенных изменений не произошло, однако следует отметить, что доля импорта машин и оборудования, включая части и комплектующие, в общем его объеме увеличилась с 37,3% до 44,0%.
Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе-апреле 2019 года, по сравнению с январем-апрелем 2018 года, объем импорта товаров увеличился на $1,8 млрд. и составил $6,65 млрд.. Импорт услуг достиг $662,1 млн.
По итогам января-апреля 2019 года в республику было импортировано товаров и услуг из 138 стран.
Пять крупных стран-партнеров (Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Корея, Казахстан и Турция) в общем объеме импорта имеют долю 63,1%, что составляет $4,61 млрд.
Объем импорта услуг за январь-апрель 2019 года составил $662,1 млн., или 9,1% от общего объема импорта и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4,0%. В составе импорта услуг основную долю занимают туризм (поездки), транспортные услуги, а также услуги строительства, телекоммуникационные, информационные и компьютерные услуги.
За январь-апрель 2019 года объем импорта строительных материалов составил $404,3 млн. и увеличился, по сравнению аналогичным периодом 2018 года, на 16,5%. Доля импорта строительных материалов в общем объеме достигла 5,5%.
В структуре импорта строительных материалов основную долю занимают дерево и изделия из него (48,7%), цемент (13,0%), стекло и изделия из него (4,7%), а также асбест (2,5%).
Импорт строительных материалов в январе-апреле 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом 2018 года, значительно увеличился. Рост объема импорта строительных материалов обусловлен масштабными строительными и реконструкционными работами в стране.
Следует отметить, что правительством осуществляется ряд реформ, направленных на производство строительных материалов и изделий, а также на обеспечение внутреннего рынка высококачественными и, в то же время, низкостоимостными строительными материалами.
Возрастающий объем импорта машин и оборудования является отражением политики индустриализации, а также активной политики по поддержанию прямых иностранных инвестиций в создание, модернизацию и увеличение производственных мощностей.