IATA понижает прогноз SAF и критикует мандаты ЕС и Великобритании за рост затрат
IATA понижает прогноз SAF и критикует мандаты ЕС и Великобритании за рост затрат
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила прогноз производства устойчивого авиационного топлива (SAF) на 2025 год, предупредив, что политика ЕС и Великобритании фактически тормозит развитие рынка и увеличивает расходы авиакомпаний.
По обновлённым оценкам, в 2025 году выпуск SAF составит лишь 1,9 млн тонн — вдвое больше объёма прошлого года, но ниже предыдущего прогноза IATA из-за отсутствия достаточной государственной поддержки и недозагрузки существующих мощностей. В 2026 году производство вырастет умеренно — до 2,4 млн тонн.
Даже при таком росте SAF обеспечит лишь 0,6% потребления авиационного керосина в 2025 году и 0,8% в 2026-м. Премия на SAF приведёт к тому, что в 2025 году отраслевые топливные расходы увеличатся на 3,6 млрд долл. США.
«Рост производства SAF оказался ниже ожиданий, поскольку неудачно разработанные мандаты затормозили развитие зарождающейся отрасли. Если целью регуляторов было замедлить прогресс и повысить цены, то они её достигли. Но если цель — наращивание производства SAF и продвижение декарбонизации, то нужно извлечь уроки и совместно с авиакомпаниями разработать эффективные стимулы», — заявил генеральный директор IATA Уилли Уолш.
Негативный эффект европейских мандатов
По данным IATA, требования ЕС и Великобритании не ускорили производство SAF, но привели к росту цен и нестабильности цепочек поставок.
В Европе ReFuelEU Aviation повысил стоимость топлива из-за ограниченных производственных мощностей и олигополистической структуры рынка: авиакомпании платят в пять раз больше обычного керосина и вдвое выше рыночной цены SAF, причём нередко без гарантий поставок. SAF-мандат Великобритании также вызвал ценовые скачки, полностью переложив нагрузку на перевозчиков.
В 2025 году авиакомпании переплатят 2,9 млрд долларов США за ограниченный объём SAF — 1,9 млн тонн, из которых 1,4 млрд — стандартная премия к цене традиционного топлива.
«Фрагментированная политика Европы искажает рынок, тормозит инвестиции и подрывает усилия по расширению производства. Европейским регуляторам необходимо признать, что их подход не работает, и срочно скорректировать курс», — подчеркнул Уолш.
Риск пересмотра целей авиакомпаний
Низкие объёмы производства ставят под угрозу планы перевозчиков по увеличению использования SAF.
«Многие авиакомпании, взявшие обязательство использовать 10% SAF к 2030 году, будут вынуждены пересмотреть свои цели. SAF просто не производится в достаточных объёмах. Эти обязательства были даны добросовестно, но выполнить их невозможно», — отметил глава IATA.
Впереди — мандаты на e-SAF
IATA предупреждает, что приближающиеся мандаты на синтетическое топливо e-SAF — в Великобритании с 2028 года и в ЕС с 2030 года — рискуют повторить ошибки прошлых лет. Стоимость e-SAF может достигать 12-кратного уровня цены традиционного керосина, а расходы на соблюдение норм — вырасти до 29 млрд евро к 2032 году.
«Действующая политика не приносит результата. Регуляторам необходимо изменить подход, обеспечить долгосрочную устойчивость производства SAF и добиться масштабирования, которое снизит издержки. Недопустимо повторять те же ошибки при введении e-SAF-мандатов», — заявила Мари Оуэнс Томсен, старший вице-президент IATA по устойчивому развитию и главный экономист организации.